Электрозамки как пожиратели энергии в системах доступа

Современные системы контроля доступа в своем составе имеют устройства, которые требуют повышенного внимания к выбору источников питания. Это особо касается замков.

СКУД является весьма энергоемкой, по сравнению с оборудованием охранной или пожарной сигнализации. Дополнительно имеются проблемы с характером нагрузки в электрической сети: индуктивная и в сочетании с огромными импульсными токами, которые в ней возникают, создается большая сложность в выборе надежного и блока питания.

Электрозамки

Самым энергоемким оборудованием в СКУД является электрозамок. Именно они заставляют устанавливать все большие блоки питания и аккумуляторы. Под них выделяются отдельные просторные комнаты. Минимальный ток потребления замка составляет 100 мА. Вв среднем этот показатель составляет до 0,5 А.

Все замки делятся на два типа: нормально запертые и нормально отпертые. Электромагнитные запорные устройства имеют нормально отпертый тип. При отключении источника питания (например, при выходе из строя электроники СКУД или ИБП) дверь можно отпереть без ее взлома. Использование нормально отпертых электрозамков продиктовано из соображений безопасности. При возникновении сбоя в системе управления доступом люди не останутся заблокированными в здании.

На начальной стадии проектирования владелец часто предъявляет требование: все замки должны спокойно отработать с вечера пятницы до начала рабочей недели. Это порядка 64-65 часов. Если учесть, что среднестатистический электрозамок «берет» половину ампера, для его питания на период выходных требуется аккумулятор емкостью 32 Ач!

Можно ли сократить расходы без ущерба безопасности? Для экономии бюджета СКУД есть два пути решения данного вопроса:

  1. Использование электрических замков с рабочим током, не превышающим 100 мА;
  2. Использование нормально запертых электрозамков.

Энергоэкономные замки

Усилие, развиваемое электрозамками такого типа, не превышает 300 кг. Решение не всегда может подходить к конкретной системе безопасности. Для простых офисных дверей они подойдут, но для хранения коммерческих тайн, ценного оборудования или денег будут слабоваты.

Слаботочные устройства более капризны в установке и наладке из-за специфичной своей конструкции.

Выигрыш в размерах и емкости аккумулятора. На каждый такой девайс можно установить АКБ всего 7 Ач.

Нормально запертые замки

В закрытом состоянии данный тип не использует электроэнергию вовсе. Не нужны огромные аккумуляторы, способные несколько суток удерживать «язычки» замков в дверях. Сокращается и количество обслуживающего персонала, следящего за работоспособностью всех АКБ.

Даже если в выходной день случится авария и здание будет обесточено, то все двери останутся запертыми до того момента, пока аварийная бригада не возобновит электроснабжение. При любом некорректном вмешательстве в электросхему и отключении питания СКУД, происходит полная блокировка всех дверей.

Важно! Если аккумуляторы сели или вышли из строя сложно попасть внутрь помещения, восстановить работу СКУД? Аккумуляторная комната должна запираться на обычный механический замок или в условленном месте, скрытом от посторонних глаз, должен иметься специальный разъем для резервного аккумулятора.

Индуктивная нагрузка и импульсные токи

Так как конструкция замка представляет собой катушку с сердечником, нагрузка в сети имеет индуктивный характер. В момент его включения возникают огромные пиковые значения токов. Среднее значение импульсного тока при включении запорного устройства может превышать 3 А. Это не так много, но бросок получается с нуля (когда он стоит без работы). Часто предохранители, которые должны защищать цепь от токов короткого замыкания, не выдерживают таких бросков и выходят из строя.

Важно предохранители и блоки питания не устанавливать за дверьми, которые контролирует данный замок, чтобы всегда была возможность доступа к ремонту электрической части вышедшего из строя оборудования.

Наибольшую опасность содержат в себе катушки индуктивности. При их отключении они создают огромный выброс напряжения, образуют дугу между контактами выключателя. Это очень опасное явление, способное вывести из строя электронные части не только в оборудовании СКУД, но и в офисной технике. Для защиты сетей от индуктивной нагрузки в цепи электрозамка обязательно должен использоваться защитный диод.

Решение

Доступно 2 варианта:

  1. Приобретать огромные аккумуляторы, способные несколько суток удерживать электрозамки в закрытом положении (в таком случае рабочий ток не превышает 0,5 А).
  2. Подбирать замки, которые при включении создают нагрузку в сети не более 4 А.

Оба варианта имеют право на существование, но всегда ли можно слепо монтировать все оборудование? Можно ли как-то сэкономить?

Выход заключается в нестандартных решениях.

Например, при использовании импульсных замков можно использовать один блок питания, но с обязательной мягкой защитой от перегрузки. Работать это может следующим образом: устанавливается блок питания, который способен свободно открывать один электрозамок, но к нему подключается несколько запорных устройств. При одновременной попытке открытия нескольких дверей, ток разделится на все замки и ничего не произойдет. Сотрудники вновь повторят попытку, получится уже не одновременно и получат доступ к своим рабочим местам.

При поломке электрозамка, который блокирует доступ в помещение с аккумуляторными батареями и блоками питания, может возникнуть крайне неприятная ситуация, способная нарушить работу всей системы безопасности. Поэтому следует предусмотреть альтернативные способы запирания дверей механическим замком. Аварийный механический ключ, должен храниться в секретном месте, в противном случае весь смысл работы СКУД на объекте теряется.

Организация бесперебойной работы СКУД зависит от правильного выбора электрозамков и способов их питания. Система безопасности не имеет перерывов в работе, должна круглосуточно контролировать доступ. Даже самое незначительное отклонение или сбой могут привести к плачевным результатам. При проектировании и внедрении системы контроля доступа необходимо учитывать всевозможные обстоятельства, которые могут возникать в процессе ее эксплуатации.